Министерство образования Республики Беларусь
Национальный институт образования
Минский государственный лингвистический университет
И.В.Чепик, А.Ф. Будько
ПРОГРАММА
факультативных занятий по немецкому языку
«Практикум по чтению»
для 5-6 классов общеобразовательных учреждений с русским и белорусским языками обучения
Минск 2009
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время получение информации посредством чтения является одним из важнейших путей приобретения и пополнения знаний, присвоения опыта, накопленного человечеством в самых разнообразных областях социальной, культурной, профессиональной и других видах деятельности. Чтение как разновидность информационной, поисковой и познавательной деятельности человека занимает особое место в образовании, развитии и обучении современного человека. Сегодня большинство специалистов понимают, что научить читать – это значит не только выработать умения правильно озвучивать текст на иностранном языке, но и извлекать содержащиеся в нем мысли, идеи факты, понимать его, оценивать, использовать полученную информацию. Сам процесс чтения, предполагающий анализ, синтез, обобщение, умозаключения, прогнозирование, выполняет важную воспитательную и образовательную роль. Чтение формирует интеллект, обостряет чувства, способствует развитию познавательных интересов, а также общей культуры школьников.
Огромное количество информации, заключенной в текстах для чтения, побуждает к выработке гибкого подхода к чтению, т.е. к развитию способности извлекать информацию с разной степенью глубины и полноты в зависимости от коммуникативной задачи.
Факультативные занятия по чтению для учащихся 5-6 классов рассматриваются как составная часть школьной программы гуманитаризации общего среднего образования, как органическая часть процесса «интеллектуализации» содержания обучения, он тесно связан с основным курсом, его целями и содержанием.
Целью факультативных занятий «Практикум по чтению» является развитие коммуникативных умений чтения адаптированных текстов по программной тематике, позволяющих учащимся ориентироваться в тексте с учетом его специфики и в соответствии с коммуникативной задачей, извлекать информацию с разной степенью полноты и глубины (понимать основное содержание текста; выборочно извлекать необходимую/интересующую информацию), пользоваться компенсаторными умениями (использовать: языковую и контекстуальную догадку; словари и различные виды справочной литературы; иллюстративные и изобразительные опоры).
Факультативные занятия по чтению обеспечивают комплексную реализацию общеобразовательной, развивающей и воспитательной целей.
Формирование у учащихся умений коммуникативного и интеллектуального чтения, которое, затрагивая личность обучаемого, его интеллектуальную, эмоциональную и мотивационную сферы, предполагает интерпретацию прочитанного, понимание эксплицитно и имплицитно заложенной в тексте информации, соотнесение его содержания со своим личным опытом и умение аргументировано изложить свое понимание проблем, затронутых в тексте.
Сложное интегративное умение понимать прочитанное предполагает активизацию когнитивных ресурсов школьника и их направленность на решение интеллектуальных задач. Значительное место при этом в деятельности читающего занимают планирование и самоконтроль своей деятельности. Важной задачей факультативного курса является формирование у учащихся навыков и умений самостоятельной работы с иноязычным текстом: способность выбрать тот или иной способ смысловой переработки печатной информации для решения конкретной коммуникативной задачи, способность использовать компенсаторные умения, а также умение оценить свою познавательно-поисковую деятельность при чтении.
Данные занятия способствуют развитию учебно-познавательных умений: работать с двуязычным и одноязычным словарями, а также умение ориентироваться в современной иноязычной информационной среде, включая компьютерные технологии (Интернет, обучающие компьютерные программы, мультимедиа).
Образовательная ценность чтения адаптированных иноязычных текстов способствует языковому образованию школьников, а также расширению их общего кругозора в контексте мировой культуры. В процессе чтения лингвострановедческих текстов, наглядно демонстрирующих факты и реалии страны изучаемого языка, учащиеся проводят аналогии, противопоставления, обобщения, сравнения между фактами родной и изучаемых культур. Все это способствует не только общему образованию школьников, но и развитию их культуры в целом, приобщению к общечеловеческим ценностям, обогащению национального самосознания, формированию ценностных ориентаций личности, расширению и углублению поликультурного поля учащихся.
Ведущая развивающая функция чтения состоит в формировании критического творческого мышления, гуманистических ценностных ориентаций, формирование эстетического отношения к окружающему миру в процессе знакомства с иноязычными текстами. В рамках факультативного курса по чтению учащиеся решают различного рода проблемно-поисковые задачи: познавательно-поисковые, групповые и индивидуальные проекты, ролевые игры и т.д., при выполнении которых учебная деятельность школьников скрещивается с другими видами человеческой деятельности, например, познавательной или ценностно-ориентационной. Такое обучение, наряду с усвоением определенного объема знаний и формированием навыков и умений, направлено на развитие познавательных процессов и способствует развитию всех сторон личности школьников, их языковых, интеллектуальных и познавательных способностей: мышления и воображения, памяти, чувств и эмоций, системы нравственных и эстетических взглядов.
Факультативные занятия по чтению ориентирован на формирование интереса к чтению литературы страны изучаемого иностранного языка, воспитание уважения к культурным ценностям, традициям своего народа и других народов, а также воспитание понимания роли изучаемого иностранного языка среди других языков.
В рамках чтения предусматривается также формирование информационной культуры школьников.
Данный факультативный курс носит целостный характер, предусматривает преемственность этапов обучения и рассчитан на 34 часа в год.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение чтению иноязычных текстов должно быть направлено на развитие у учащихся следующих умений:
• определять тему/ главную мысль текста;
• прогнозировать содержание по заголовку, началу текстов, зрительной наглядности;
• отделять основную информацию от второстепенной;
• выбрать главные факты текста, опуская второстепенные;
• использовать сноски (ключевые слова, реалии и др.) как опоры для понимания;
• классифицировать/ группировать информацию по определенному признаку;
• оценивать важность, новизну, изложенных в тексте фактов и др.
Данные умения целесообразно развивать в процессе чтения адаптированных текстов, содержание которых должно удовлетворять познавательно-коммуникативные потребности и интересы школьников: несложные художественные тексты, научно-популярные (детские журнальные статьи), прагматические (вывески, афиши, меню, рецепты, программы телевидения, расписания движения транспорта, объявления и др.).
Язык текстов, предназначенных для извлечения из них основной информации, должен быть нормативным, а содержание текстов соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся.
Успешность обучения определяется следующими условиями: быстрый темп чтения; одноразовое чтение текста про себя; проверка понимания основной информации; исключение перевода на родной язык.
Достижение того или иного уровня понимания иноязычного текста предполагает владение учащимися компенсаторными умениями:
- прогнозировать содержание текста по заголовку;
- опираться на средства зрительной наглядности (рисунки, фотографии, таблицы);
- использовать языковую догадку (по схожести со словами родного языка);
- использовать двуязычные словари.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Контроль выполнения требований к владению чтением на иностранном языке заключается в выявлении степени сформированности навыков и умений чтения иноязычного текста с различной степенью полноты и точности понимания. Сформированные знания, навыки и умения чтения должны позволить учащемуся в процессе чтения иноязычных текстов (в соответствии с его реальными интересами и потребностями) использовать различные стратегии чтения: извлекать основное содержание текста; выявлять наиболее значимую (интересную), необходимую информацию, опираясь при этом, в случае необходимости, на догадку, словарь, а также на опоры в виде комментария и/или паралингвистических средств.
Контроль прочитанного следует проводить в строгом соответствии с коммуникативными заданиями, стратегиями чтения и характером текста.
Критерии сформированности умений чтения:
- полнота понимания: правильность определения темы, установления фактов, последовательности событий;
- точность понимания: однозначность понимания информации и правильность понимания значений лексических и грамматических средств в конкретном контексте;
- глубина понимания: понимание точки зрения автора и его отношения к событиям и действующим лицам, оценка извлеченной информации.
Показателями понимания основного содержания текста являются следующие умения:
- определять и выделять основную информацию текста;
- отделять информацию первостепенной важности от второстепенной;
- предвосхищать возможное развитие (завершение) действий, событий;
- обобщать изложенные в тексте факты;
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Успешная реализация целей и задач факультативных занятий «Практикум по чтению» неразрывно связана с организацией учебно-воспитательного процесса по иностранному языку.
В основу факультативных занятий положены принципы непрерывности, преемственности и межпредметности.
Текстовой материал факультативных занятий соотнесен в содержательном плане с основными темами/проблемами основного курса.
Обучение чтению на факультативных занятиях предполагает создание проблемных ситуаций, организующих учебно-познавательную деятельность и требующих от обучаемых самостоятельного поиска, обобщений и выводов на основе заложенной в тексте информации. Для стимулирования интеллектуальной активности учащимся целесообразно использовать различные проблемно-поисковые задания на прогнозирование темы/проблемы текста по его заголовку, подзаголовкам, ключевым словам, установление тем абзацев путем определения ключевых слов и предложений, углубление содержания текста на основе имеющихся знаний.
В ходе учебного процесса предусматривается также расширение лексического запаса учащихся за счет обогащения пассивного словаря. Учащимся предлагаются задания по овладению словообразовательными моделями, развитию умения распознавать лексические единицы на основе контекста и др.
Различной может быть методическая организация текстов. Учащимся предлагаются тексты с цепочечной информацией, либо «разорванные» тексты, где преднамеренно опускается необходимая информация для стимулирования потребности в дальнейшем чтении или просмотре других материалов. Целесообразно использовать тематически смежные тексты, объединенные одной проблемой, и освещающие различные стороны ее решения.
Структура заданий моделирует ситуации «естественного» чтения с целью поиска информации. Задания направлены на обучение приемам смыслового свертывания и расширения текста, на выведение суждения на основе содержания текста, сравнение информации с уже известными фактами, углубление содержания текста на основе актуализации фоновых знаний.
П р и м е р н о е
тематическое планирование учебного материала
5 класс
№ п/п |
Предметно-тематическое содержание |
Виды текстов |
Количество часов |
1. |
Здоровый образ жизни |
Рассказы, песни, стихи, диалоги, лингвострановедческие тексты |
4 |
2. |
Жизнь в городе и деревне |
Рассказы, сказки, лингвострановедческие тексты, стихи |
6 |
3. |
Каникулы |
Рассказы, песни, программа проведения каникул, диалоги |
5 |
4. |
Праздники |
Рассказы, поздравительные открытки, письма |
5 |
5. |
Телепередачи |
Рассказы, сказки, информация в телефонной книге, реклама, письма |
5 |
6. |
Путешествия |
Рассказы, правила безопасного движения на улицах, дневник путешествий |
5 |
7. |
Страны и континенты |
Рассказы, стихи, письма, интервью, лингвострановедческие тексты |
5 |
ИТОГО: 35 часов
6 класс
№ п/п |
Предметно-тематическое содержание |
Виды текстов
|
Количество часов |
1. |
Еда |
Меню, кулинарные рецепты, рассказы, стихи, сказки, театральные сценки, басни |
5 |
2. |
Помощь по дому |
Рассказы, интервью, сказки |
4 |
3. |
Школа |
Расписание занятий, стихи, распорядок работы школы, личное письмо, рассказы |
5 |
4. |
Книги /чтение |
Рассказы, отрывки из произведений художественной литературы, стихотворения, интервью, аннотации, сказки |
6 |
5. |
Любимые занятия |
Рассказы, тексты песен, диалоги |
5 |
6. |
Республика Беларусь и страны изучаемого языка |
Рассказы, тексты из детских журналов, тексты из туристической брошюры, страноведческие тексты |
5 |
7. |
Природа |
Рассказы, стихи, статьи из детских журналов, сказки, вывески |
5 |
ИТОГО: 35 часa
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Будько, А.Ф, Урбанович И.Ю. Немецкий язык. 5 класс. Ч. 1, 2. / Будзько, А.Ф, Урбановіч І. Ю. Нямецкая мова. 5 клас. Ч. 1,2. Минск: Вышэйшая школа, 2008. - 125 стр. (Ч.1), 143 стр. (Ч. 2) - 143 стр.
- Будько, А.Ф, Урбанович И.Ю. Немецкий язык. 6 класс. / Будзько, А.Ф, Урбановіч І. Ю. Нямецкая мова. 6 клас. Мінск: Вышэйшая школа, 2009.
- Будько, А.Ф. Веселая мозаика. Книга для чтения. Минск: Вышэйшая школа, 1999. - 126 с.
- Будько, А.Ф. Bücherwurm. Книга для чтения 5-7 классы. Минск: АВЕРСЭВ, 2006. - 159с. (Школьникам, абитуриентам, учащимся).
- Будько, А.Ф., Урбанович И. Ю. Bücherwurm. Учимся читать по-немецки. Минск “АВЕРСЭВ” 2005. - 112 с. (Школьникам, абитуриентам, учащимся).
- Будько, А.Ф, Урбанович И.Ю. Немецкий язык. Мой первый словарь. Минск “АВЕРСЭВ” 2009. - 175 с. (Школьникам, абитуриентам, учащимся).