Царская Россия была самой отсталой страной в смысле народного образования. По переписи 1897 года в России из каждых 100 человек 78 были неграмотными, а среди народов национальных окраин неграмотность доходила до 97%. На каждую 1000 человек, получивших среднее и высшее образование, приходилось: дворян и чиновников – 320, духовенства – 354, представителей «городского сословия» - 30, «сельского сословия» - 1.
За несколько лет до Октябрьской революции В.И.Ленин писал: «Около четырех пятых детей и подростков в России лишено народного образования. Такой дикой страны, в которой бы массы народа настолько были бы ограблены в смысле образования, света и знания, такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России».
В царской России, где четыре пятых молодого поколения были «осуждены на безграничность крепостническим государственным устройством», открыто признавалось, что всеобщее обучение в начальных классах может быть осуществлено лишь через 200-250 лет.
В 1914 – 1915 учебном году в России насчитывалось 123,7 тысяч школ, в которых обучалось 9,7 миллиона учащихся. Обучением было охвачено всего около одной пятой детей школьного возраста. Дети рабочих и крестьян могли получить только начальное образование.
Деревня Верхняя Олба расположена на возвышенном месте, за 36 км. от Жлобина и за 112 км. от Гомеля, на реке Днепр. В центре деревни возвышается двухэтажное здание Верхнеолбянской средней школы.
Школа в д.В.Олба открыта в 1890 году. Первым учителем Верхнеолбянской школы был Бураков, родом из Стрешина. Он работал в Верхнеолбянской школе с 1890 года по 1905 год. Учителя кормили родители учащихся по очереди. Деньги за учебу и квартиру платило общество. Школа располагалась в наемных помещениях Полевицкого Зосима, который жил в центре деревне, где теперь находится медпункт. В школе в это время было 20 учеников. Учащимися были только мальчики. В школе не было ни одной девочки. Каждое утро к 9 часам приходили учащиеся. Они были обуты в лапти, в обветшалой одежде, полуголодные, но счастливые, т.к. шли в школу, чтобы получить знания. В деревне грамотных людей в то время почти не было. Учащиеся не могли получить прочных знаний за начальную школу, т.к. мало было карандашей, бумаги, учебников.
Занятия в школе велись по следующим предметам: закон божий, русский язык (чтение, письмо, грамматика), арифметика (счисление и четыре арифметических действия с целыми числами) и пение. Основное внимание обращалось на изучение закона божьего. Поп вел контроль за внеклассным чтение и выполнением религиозных обрядов, а также посещением уроков «закона божьего».
На уроках русского языка в порядке объяснительного чтения сообщались элементарные сведения по природоведению, истории России и физической географии.
Материальная база школы была плохой. Первыми учащимися школа были: Федосеенко Архип, Гончаров Иван, Шевцов Игнат, Медведев Нестер, Медведев Федос, Шашков Ануфрий, Медведев Николай.
С 1906 года помещение для школы нанимали у Рогова Варфаломея Марковича, который жил в центре деревни. Изба была с трехстеном. В избе учились дети, а в трехстене жила семья Рогова, которая состояла из девяти душ. Земство нанимало помещение для школы. Оно платило Рогову. Уборку помещения делали родители тех детей, которые ходили в школу.
С 1906 года в Верхнеолбянской школе учителем начинает работать Шипов Павел Васильевич. Учитель Шипов жил у Лапицкого Ивана Кондратьевича. Изба Лапицкого Ивана стояла рядом со школой. Учились с 9 до 12, а потом отпускали на обед. После обеда учащиеся приходили в школу обратно. Ученик, который не подготовил уроки, оставался без обеда. Нарушителей дисциплины учитель заставлял сидеть на коленях на гречке. Учитель по классу ходил с линейкой, если кто-либо из учащихся нарушал дисциплину, то учитель бил линейкой. Один учитель вел занятия с 4 классами.
Два раза в неделю в школу приезжал поп, который вел закон божий и церковную историю, приезжал на паре лошадей с кучером. В классе было по 7-8 человек. Девочек не было. Писали на грифельных досках.
В 1908 году была построена наша старая школа. Школа была однокомплектной, т.е. в школе был один учитель и одна классная комната. Строил школу Рогов Герасим Петрович. Школу строил он на свои средства, а земство арендовало. С появлением земств в школах начали заниматься лучше. Сидели на скамейках, а писали на столах, которые сделали родители учащихся. В новой школе были стандартные скамейки. В 1908 году для работы в школу прибыла учительница Мария Васильевна. Она вела 1-2 класс, в Шипов П.В. – 3-4 класс. Экзамены сдавали в Стрешине. На экзамене представителем был инспектор народных училищ из г.Рогачева, а также на экзамене были все попы Стрешинской волости. Учитель в ход экзаменов не вмешивался. За четвертый класс сдавали экзамены по следующим предметам: по божьему закону, по церковной истории, по русской истории и т.д. Из 4 класса экзамены сдал только один человек – это был Медведев Г.Д. Он получил юбилейное свидетельство (100 лет со дня разгрома Наполеона), а в 1913 году окончил школу Гончаров С.А. (погиб во время Отечественной войны).
Экзамены могли сдать немногие. В годы первой мировой войны занятия в школе были временно прерваны. В 1917 году школа возобновила свою работу. Советская власть отделила церковь от государства, а школу от церкви. Было отменено преподавание закона божьего и исполнение религиозных обрядов в школе. Вводились те предметы, которые давали только полезные знания. Заведующим школой работал учитель Полубинский. Советская власть уделяла большое внимание ликвидации неграмотных среди взрослого населения. Одним из руководителей по ликвидации неграмотности был Чернов Константин. Он был ранен кулачеством во время проведения собрания в школе. В 1927 – 1928 учебном году зав.школой работал Варшавский, а учительницей – Зайцева. Учителей ученики называли «дядя», «тетя», а с 1930 – «товарищ учитель».
В 1932 году наша начальная школа была преобразована в ШКМ с семилетним сроком обучения. Руководил школой директор Бибиков.
В 1935 году был сделан первый выпуск. Первыми выпускниками были: Новиков Н.В., Козлов М.М., Рогов М.И., Чечиков, Поваров Д.И., Рогов М.С., имя которого носила наша школа.
До начала Великой Отечественной войны школу возглавлял Балахонов И.П.
16 августа 1941 года наша деревня была захвачена фашистами. Занятия в школе были прерваны до 1944 года. Имущество школы было разграблено. В конце ноября 1943 года фашисты под ударами Советской Армии вынуждены были оставить нашу деревню.
В 1944 – 1945 году школа возобновила работу под руководством директора Новикова Н.В. Начинать учебу приходилось в тяжелых условиях. Не было оборудования, учебников, письменных принадлежностей, не хватало топлива, дети учились в холодном помещении. В последствии здание было отремонтировано.
|
Уже в 1946 – 1947 учебном году в школе обучалось 315 учащихся. В этом же году был издан первый послевоенный выпуск учащихся 7 класса. В 1954 году в школе открыли 8 класс, школа стала растущей средней. В 1955 – 1956 году был открыт 10 класс, который был укомплектован учащимися Стрешинской школы. В этом же году был сделан первый выпуск 10 класса.
В 1962 году государство начало строить новую типовую школу.
При строительстве школы были применены новые строительные материалы и техника. В строительстве школы принимали участие учащиеся. В 1964 году новое школьное здание вступило в строй.
1 сентября1964 года занятия начались в новой школе. Сама обстановка способствовала бережливому отношению к школьному имуществу. Было получено для школы новое оборудование. Школа получила киноаппарат, магнитофон, телевизор, радиоприемник.
Постановлением Совета Министров БССР от 23 июля 1964 года школе было присвоено имя Героя Советского Союза Рогова Михаила Сафроновича.
В этом же году была организована встреча с братом и сестрами героя, а 1965 году в школе побыл сын и жена Михаила Сафроновича.
|
Пионерская организация школы начала собирать материалы о Рогове М.С., по классам проводились пионерские сборы, беседы, на которых рассказывали о подвиге героя. В 1969 году был организован отряд следопытов, которые занимались изучением боевого пути 135 стрелковой дивизии, освобождавшей местность Верхнеолбянского с/с. Следопыты занимались поисками семей и родственников погибших при освобождении деревни. Так, ежегодно 9 мая с родственниками погибших организовывались встречи.
Учащиеся школы постоянно ухаживают за могилами погибших воинов в д.Верхняя Олба. В братской могиле захоронено 389 советских воинов, которые погибли при освобождении района от немецко-фашистских оккупантов. В 1953 году на могиле был поставлен памятник – скульптура воина. В 1980 году построена мемориальная стена, на которую занесены фамилии жителей, которые погибли в Великую Отечественную войну.
Мемориальный комплекс. 1969 год
Братская могила. 2014 год
Учащиеся школы постоянно ухаживают за могилой погибших воинов в д.Верхняя Олба.
В 1975 году в школе была традиция проводить смотр песни и строя всех классов. Готовили это мероприятие старшеклассники, которые изучали военное дело. С 1975 года была традиция проводить смотр-конкурс художественной самодеятельности.
С 1973 года школа перешла на кабинетную систему. Учителя готовили демонстрационный и дидактический материал. Уже в 1974 году были оборудованы кабинет истории, биологии, физики, русского языка и литературы, географии, а в 1975 году – кабинет математика, белорусского языка и литературы, иностранного языка, начальных классов.
В 1976 году была открыта комната В.И.Ленина. Вскоре она прекратила своё существование.
При школе работали кружки «Творчество юных», фотокружок, кружок юннатов.
Ежегодно при школе работал лагерь труда и отдыха. На данный момент при школе работает лагерь.
Учащиеся каждый год помогали колхозу в уборке сена, картофеля, принимали участие в посадке леса.
В 1980 году в школе был открыт музей Рогова М.С. Здесь был собран материал о Герое Советского Союза, материалы боевого пути 23 полка, в котором служил Рогов М.С. Право открыть музей принадлежало родственнику Михаила Сафроновича – Рогову В.П., который долгое время работал в Стрешинской средней школе.
На данный момент музей распался.
В школе было множество различных директоров: Балабаев А.Ф., Цивилько Ф.Ф., Данько В.
С 1993 по 2012 год директором школы была Лис Галина Петровна.
На 2014 год школа имеет статус базовой, в которой обучается 30 человек, и директором школы является Прохоренко Татьяна Ивановна.
Учащиеся активно принимают участие в общественной жизни школы.